Post Views: 23

День этот посвящен Святому Вуколе, который был в учениках у Иоанна Богослова, а помнят его как первого Смирнской церкви епископа. Как и в день предыдущий — Агафьи коровницы — в этот день особо пеклись о коровах, делая все, чтобы их отел был благополучным.

Именно с этой даты ожидали прибавления в хозяйстве телят, и их, появившихся на свет в феврале, звали жуколами, от чего и пошло другое название дня – Жуколы, о чем есть поговорка: «Придут Вуколы — перетелятся все жуколы».

Готовящихся к отелу коров на Жуколу потчевали кормом особенно щедро, в хлевах же тлел чабрец, дабы телятки новорожденные росли здоровыми, а их матери доились вкусным молоком.

Народный праздник «Вукол Телятник» отмечается 19 февраля (по старому стилю – 6 февраля). В православном церковном календаре это день почтения памяти преподобного Вукола Смирнского, епископа. В народе его прозвали Телятником, поскольку на этот период приходится отел коров. Другие названия праздника: «Жуколы», «Телетник», «Тялятницы». Жуколами в простонародье назывались телята, родившиеся в феврале.

Вукол был учеником апостола Иоанна Богослова, который поставил его первым епископом в церкви города Смирна (Малая Азия). Преподобный Вукол крестил многих язычников, открыл им глаза на истинную веру. Скончался примерно в 100 году. На том месте, где расположена его могила, выросло миртовое дерево. Отличалось оно тем, что исцеляло больных.

На Вукола, как и накануне, особое внимание уделяли коровам, заботились о том, чтобы они благополучно отелились. Считалось, что с этого дня начинают появляться на свет телята — жуколы. Крестьяне так и говорили: «Придут Вуколы — перетелятся все жуколы». Стельным коровам в этот день давали много корма — причем лучшего. Хлев окуривали чабрецом — чтобы телята у коров рождались крепкими, а молоко было вкусным.

Чтобы стельная корова разродилась телкой, а не бычком, хозяйка должна была подъехать к ней на последнюю дойку верхом на сковороднике или ухвате, а подойник обязательно на земле пристроить, придерживая его коленями. Ставить подойник на стул, скамеечку или деревянную плашку в это время категорические запрещалось, потому что от этого, говорят, у коровы «молоко в вымени присыхало». Хотя подобное несчастье крайне редко случалось, ведь о рогатых своих кормилицах в деревнях принято было заботиться как о членах семьи.

С появлением телят был также связан обряд моления молока. По истечении 12 удоев после отела, когда молоко становилось годным к употреблению, хозяйки на нём варили кашу. Старшая женщина в доме ставила горшок с кашей в чашку с овсом и обкладывала сеном, а затем всю эту конструкцию трижды поднимала над головой и приговаривала: «На сто бычков! На тысячу телушек!». После этого вся семья садилась за стол и съедала кашу. Сено и овес отдавали корове, а приволоку (пенку, снятую с каши) — теленку.