Праздники и приметы

Дедовские плачи

Традиции и обряды на Дедовские плачи

Главные традиции 7 ноября — ритуальные плачи, воспоминание умерших родственников или друзей.
— На Руси 7 ноября полагалось обязательно сходить на кладбище, привести в порядок могилы, зажечь церковную свечу. В прежние времена есть и пить (особенно алкоголь) на погосте было не принято, еду на могиле тоже не оставляли — отдавали нищим. Придя домой, накрывали обильный стол, стараясь поставить на него те кушанья, которым отдавали предпочтение умершие родственники.
— Кроме того, полагалось в этот день оказать помощь сиротам и обездоленным, ведь их жизнь обычно была несладкой. Недаром наши предки говорили: «В сиротстве жить — день-деньской слезы лить». Как и нищие, сироты считались обделенными счастьем и удачей. Поэтому о детях, оставшихся без родителей, обычно заботились всей деревней. Обманывать или обкрадывать сироту считалось страшным грехом.
— В этот день должны были плакать все женщины и девушки. Плач начинали с причитаний о тяжелых воспоминаниях и о тех приметах, которые были увидены накануне. Вечером зажигали свечи и просили помощи-совета у умерших. Плакать разрешалось везде, исключение составляла лишь подушка. Согласно поверью, если порыдать в нее, то слезы перейдут в пух и к тому человеку, который ляжет на нее отдохнуть. Если же он уснет на ней, то ему приснятся дурные и беспокойные сны.
— На дедовские плачи особые приметы существовали для торговцев — им, например, запрещалось есть хлеб. Те же, кто торговал зерном, не должны были в этот день переезжать с места на место — иначе можно было спугнуть удачу. У погоды в этот день тоже существовали свои приметы. Так, если осиновые листья в листопад легли лицом вверх, то зима будет морозной, коли навыворот — то следует ждать мягкой зимы. Если погода стоит сухая, то скоро ударят морозы с метелицей. Дедовские плачи

Приметы и поговорки на Дедовские плачи

  • Звезды светят тусклым светом – день будет ненастным.
  • Если 7 ноября стоит сухая погода, то зима будет морозной и с метелями.
  • Если листья во время осинового листопада упали вверх лицом, то зима будет морозной, а если наоборот, то теплой.
  • Если человек занимается торговлей, то на Дедовские плачи ему нельзя есть хлеб.
  • А если торговая деятельность связана с зерновыми культурами, то в этот день лучше оставаться на одном месте и не разъезжать, иначе не будет удачи.
  • Если не подать милостыню нищему, то это может привести к большим неприятностям.
  • Родившиеся 7 ноября наделены трудолюбием и работоспособностью, сдержанностью и терпением. Им дана способность облегчать чужие беды.
  • Носить им следует горный хрусталь.
  • В сиротстве жить — день-деньской слезы лить.
  • Если сирота помолится Богу в этот день, ее молитва будет услышана.
  • Нельзя есть хлеб – примета, что год хлебным не будет.
  • Если после поминок остается еда, ее следует обязательно раздать нищим и попросить их помолиться за умерших

Поминовение усопших – особо значимый ритуал у всех народов. Со смертью связано множество обрядовых практик. Большое значение уделяется предсмертным дням, похоронам, сороковинам, но на этом работа с умершими не заканчивается. Душа умершего человека уходит в мир духов, ожидая там своей дальнейшей судьбы. Одни души перерождаются, другие попадут в рай или ад, кто-то превращается в существ (русалок, домовых, демонов), а кто-то остается на страже рода, становится опорой живых, родных по крови.

Своих родичей охраняющих род принято почитать. Широкую популярность культ предков получил в славянской культуре. 7 ноября по новому календарю (25 октября по старому) наступает важный славянский праздник – Дедовские плачи. Это день, почитая умерших родственников, и к этому дню по сей день относятся с особым трепетом.

Традиции дня

Дедовские плачи – день, имеющий строго установленные традиции. Эти традиции не изменялись веками. Это еще раз показывает, как трепетно славянские народы относятся к культу предков.

Традиции дня по сей день остаются следующими:

  • Поход на кладбище. Обязательная традиция не выполнять которую боялись. Считалось, что если самому не прийти на могилу предка, он придет в дом сам. Такой приход « в гости» ничем хорошим не заканчивался, вместе с душой приходила и энергия смерти. Отслеживалась даже такая закономерность: если семья не приходила на кладбище к своим родичам, у них в этот день или ночь кто-то умирал. Так «мертвые» гости уходили, прихватив кого-то своей энергией.
  • Уборка. На кладбище шли не просто так, а с целью навести там порядок. Брали с собой веники: из березы для женщин, и из дуба для мужчин. Иногда делали веники с травами, если, к примеру, нужно было поставить на могилу какую-то программу. Так уборка веником из зверобоя или чертополоха могла защитить могилу на год от разрушений со стороны человека, а веник из листьев крапивы отгонял от души умершего злых духов.
  • Огонь. Весь период нахождения людей на кладбище у могилы должна была гореть свеча. По одной свече на одного человека, если в могиле хоронили двоих (мужа и жену, ребенка и родителя) то свечи ставили две. Огонь выступал символом жизни. Так живые показывали мертвым, что пусть они больше не находятся в мире живых, память о них будет жить вечно, как и огонь вечно гореть подпитывая силу рода.
  • Обедня. Правило поминать умерших людей прямо у могилы появилось недавно. В древние времена к погосту относились с особым трепетом. Есть на нем еду категорически воспрещалось. Алкогольные напитки запрещено было пить даже на поминках, проходящих не у могил. А вот дома, собирались большой семьей на обедню. Яства готовили исходя из вкусов ушедших предков.
  • Помощь бедным. Нищим в этот день раздавали еду, бездомным давали кров. Особо заботились о сиротах, детях оставшихся без родителей. В этот день можно было принять ребенка сироту в свой род. Было также принято делиться приготовленной едой со всеми голодными и несчастными. Считалось, что так мертвые будут довольны, видя, что их род не только может себя обеспечить, но и помочь другим.
  • Плачь. Не зря день именовали «дедовские плачи». Плакали в этот день все, и в первую очередь сама Матушка – Природа. Она оплакивала всех, кто ушел с земли в мир духов. Природа могла плакать дождем или снегом. Людям тоже было велено плакать, в противном случае мертвые рассердятся, что по ним никто не пускает слезы. Начинались плачи с молодых девушек. Они вспоминали все хорошее об умерших, которых лично помнили. После плакали женщины постарше, вслед за ними мальчики и после мужчины. Даже мужские слезы в этот день не считались постыдными. Напротив, это помогало выплакать всю горечь от расставания с умершими родичами накопившуюся за год.

Несмотря на то, что плакать разрешалось всем и везде, существовал все же один запрет. Отправляясь спать, человек должен был оставить все свои слезы, чтобы не пустить ночью их ночью в подушку. По поверьям пух в подушке впитывает в себя все слезы. И в последующем спать на таком пуху будет нельзя: начнут сниться плохие сны, будет болеть голова.

Пантеон рода

Несмотря на то, что человек, если только он не медиум, не может выходить на прямой контакт с миром мертвых, он всегда знает, кто из его умерших родственников стал на защиту рода, а кто не попал в родовой пантеон. Дело в том, что люди связанные единой кровью имеют одну общую память. Эта память связывает всех членов рода. Именно поэтому разлученных братьев и сестер тянет по зову крови, родители чувствуют, если что-то случилось с их детьми.

Если умершего родственника нет в пантеоне рода, это значит что:

  • Родные не вспоминают его. Причем это может происходить как случайно, так и намеренно. В первом случае о нем просто забывают. Либо он жил как отшельник, ни с кем не общался, был как бы «ни от рода сего», либо же ничем не запомнился, ничего никому ни сделал: ни плохого, ни хорошего. Во втором случае родственник еще при жизни сделал что-то, за что его исключили из семьи, прекратили всякий контакт с ним.
  • Он не приходил никому во снах. Для того чтобы выйти из рода, душа сама должна этого захотеть. Если это желание есть, выходить с кем-то на контакт, даже для того чтобы что-то передать или попрощаться, душа не будет.
  • Медиум не может выйти с ним на контакт. Часто люди либо сами пытаются наладить связь с духом умершего родственника, либо же пользуются услугами медиума, человека способного вступать в контакт с духами. Если медиум говорит: « дух не выходит на контакт», почти всегда это означает, что родовая связь с ним полностью утеряна. В редких случаях это может означать, что души просто нет в мире мертвых (например, похоронили не того человека или душа застряла в мире живых). Если два разных медиума не могут выйти на контакт с душой – значит, она потеряла связь с родом навсегда.

Когда умершая душа не входит в пантеон рода, перерождается где-то еще или изменяет свое человеческое начало на начало существа иного порядка, связь с родом прерывается. Вернуть душу назад в род – нельзя. Каждый член семьи должен принять это как личный выбор души.

Таких родичей на Дедовские плачи вспоминать было не принято. Если кто-то пытался помянуть добровольно ушедшего из рода, за это могло даже следовать наказание.

Дедовские плачи: кого можно поминать

В первую очередь в этот день принято поминать родственников. Не имеет значения степень родства, важна лишь принадлежность к роду. Так как всех ушедших предков одному человеку было сложно вспомнить, собирались вместе целыми семьями, и каждый вспоминал кого-то, и всех поминали, ни о ком не забывали.

Помимо родственников разрешалось помянуть и других людей.

Во-первых, приемных детей. Если у человека был брак, в котором супруг или супруга уже имели детей от другого брака, эти дети признавались приемными. Приемные дети – от слова принять, проще говоря, принятые в семью. Не имело значения, были при жизни с ними хорошие отношения или плохие, поминовение их в этот день считалось обязанностью.

Во-вторых, приемных родителей. Но только в том случае, если они при жизни не отказались от приемных детей.

В третьих, друзей, дружба с которыми была проверена годами. Беспокоить зазря чужой род не разрешалось. Поэтому знакомых и соседей не поминали. Но в случае если между людьми была дружеская связь сродни родственной, допускалось отступление от этого правила.

Некоторых людей напротив категорически запрещалось поминать:

  1. Убийц детей.
  2. Братоубийц.
  3. Самоубийц.
  4. Проклявших свой род.
  5. Заложенных покойников (похороненных не по обычаям, за пределами кладбища).

Такие люди считались недостойными плача. Их могилы запрещалось прибирать, если кто-то вспоминал о таком человеке за обеденным столом, его могли выгнать из дома до окончания семейной обедни.

Приметы дня

На дедовские плачи особое внимание уделяли приметам:

  • Если погода была сухой, без дождя – значит, предстоящая зима выдастся морозной.
  • Не был слышен плач соседей – скоро по соседству кто-то умрет.
  • Нищий вернул поданную милостыню назад – зимой вся семья будет голодать.
  • Родился ребенок – в нем душа кого-то из предков.
  • Встретить на дороге воз (машину) с хлебом – к большой неудаче.
  • Найти три монетки на дороге за раз – к большим денежным потерям.
  • Листья, падающие вниз лицом – к теплой зиме.

Дедовские плачи – славянский традиционный праздник почитания предков, а также поминовения усопших. Во многих селах и иногда даже городах, его традиции чтят по сей день.

Заговоры 7 ноября

Приворот ночной

Фагот, жги сердце, тело, душу и кровь
Раба (такого-то) на любовь.
Ворочай его и с места снимай,
Ко мне, к Божьей рабе (имя), отправляй,
Чтобы он не мог покоя ни ночью, ни днем иметь,
Имя мое в уме каждый час повторял,
Никакой радости от жизни не знал,
Пил – не напивался, ел – не наедался,
Страдал, скучал, любимой женой называл.
Я ему еда и вода
На ныне, на присно, на все времена.
Губы, зубы, ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.

Фагот – это тот, кто разжигает пламя в аду.

В народном календаре этот день окрашен «плачем» природы – снегопадом либо припозднившемся дождем. Возможно, от этого и пошел обычай наших предков в течение дня ритуально лить слезы.
А прозвали такие плачи дедовскими оттого, что было принято вспоминать друзей и почивших родственников.

Нужно было навестить могилы родных, навести на них порядок и зажечь свечи из церкви. Угощение же и питье, в особенности спиртное, наши предки долгое время не оставляли на погосте, не ели там сами, но все раздавали нищим.

А уже по возвращении домой садились за накрытый стол и угощались множеством блюд, среди которых должна была быть и та пища, которую особенно любили умершие предки.

Также на Дедовские плачи оказывали помощь обездоленным и сиротам, которым без помощи мира жить было бы совсем горько, что отражено и в пословице: «В сиротстве жить — день-деньской слезы лить».

Сироты по малой своей доле счастья приравнивались к нищим, и обычно о детях, лишившихся родителей, бывших и заступниками и кормильцами, заботились сообща, всей деревней. Обижать сирот или тем более обманывать или красть у них – безусловно было тяжким грехом.

Тем, кто занимался торговлей, приходилось в этот день забыть о хлебе на столах, торговцам же зерном, чтоб не покинула удача, следовало не быть в пути.

Много полезных постов можно прочитать на канале The beauty inside you

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.