автоновости

Chevrolet Van

Взгляд со стороны

Этот автомобиль знаком каждому, у кого есть или в детстве был телевизор. Нет, наверное, ни одного американского фильма, где бы не мелькнул этот узнаваемый коробчатый профиль. Образ был поистине многогранен: желтый автобус перевозил детей в школу, красно-белый служил в «скорой помощи», серебристый работал в службе доставки. Но были и отрицательные роли: на черных вэнах передвигались грабители банков, а грязный автобус неопределенного цвета со следами ржавчины обязательно принадлежал какому-нибудь маньяку.

И даже несмотря на то, что его сняли с производства в 96-м, он все еще продолжает свою кинокарьеру. В частности, на «Швэне» ездит красиво стареющий Аль Пачино в вышедшем буквально месяц назад фильме «Манглхорн». В общем, легенда.

Стоящий передо мной Chevrolet Sport Van G30 на злодея не очень похож, но и пай-мальчиком его назвать сложно – есть в нем некий бунтарский дух. Легко могу представить, как этот вэн сопровождает колонну байкеров, несущихся к линии горизонта.

150707_Ford_Focus_ostanin-36.jpg

Автобус относится к третьему поколению модели, продержавшемуся в производстве почти 25 лет, с 1971-го, и ставшего самым массовым. Те, кто ценит в олдтаймерах оригинальную комплектность и бережное отношение в стиле «не дышите на шедевр», дальше могут не читать. Весь полагающийся настоящему «американцу» декор с кузова демонтирован, не осталось даже решетки радиатора, да и зеркала заменены на более дешевый аналог

. Этот Chevy весь российский период своей жизни прожил в стиле rat-rod. Отсюда и следы тут и там проступающей ржавчины, и диски разного цвета. Кузов покрашен антигравием. Как по мне, так эта нарочитая небрежность очень идет этому бруталу.
Будь я хозяином этого авто, я бы мыл его только в исключительных случаях. Он – как Брюс Уиллис в «Крепком орешке»: чем больше крови, пота и грязи на его изначально белой майке, тем круче.

Что внутри

Знаете, что самое крутое в старых машинах и чего нет у современных авто? Нет, не дизайн Pininfarina, не брутальность масл-каров и не «неубиваемость» рамных дредноутов. Круче всего в старых машинах – пластик. Пластик?! Да, он самый. Гляньте на фото интерьеров американцев 60-70 годов или старых поколений Corolla и Accord. Пластик передней панели был цветной. Он мог быть бордовым, желтым, шоколадно-коричневым и еще черт знает каким. Да взять хотя бы нашу «восьмерку» первых лет выпуска, ту, что с коротким крылом и низкой передней панелью светло-коричневого цвета.


150707_Ford_Focus_ostanin-4.jpg

А теперь? Сто пятьдесят оттенков серого, в лучшем случае бежевый. Жесткий, неприятный на ощупь… Брр… Все остальное – на заказ, за огромную плату, при обтяжке кожей. Не знаю, как вы, а я бы с удовольствием отказался от современной серости в интерьере в пользу свободы выбора цвета отделки, гармонирующей с окрасом кузова.

К чему это я? К тому, что в утилитарном автобусе 70-х вся передняя панель покрыта пластиком бирюзово-синего цвета. Отделку такого цвета на современном авто я видел, кажется, только в обзоре очередной Limited Edition версии Bentley.
Передние кресла в этом вэне заменены на более современные аналоги от другого Chevy. Может и не аутентично, зато надежно и практично. По словам Михаила, хозяина авто, с комфортом расположиться на плоских родных «табуретках» было решительно невозможно.
А автомобиль, между тем, долгое время использовался в каждодневном режиме с соответствующими требованиями к комфорту и эргономике. По этой же причине было отказано в дальнейшем сотрудничестве и родному рулевому колесу с тонким ободом.
Его место занял аналог из обширных запасников Chevrolet, благо, часть деталей на ряде моделей абсолютно взаимозаменяема. Инструментарий водителя Chevy Van прост и лаконичен. Непосредственно за рулевым колесом он видит четыре колодца – два больших и два маленьких.
Большой левый – это спидометр с оцифровкой в милях и километрах. В правом трудятся сразу три стрелки: указатель температуры охлаждающей жидкости, давление масла и заряд АКБ.
Один из маленьких колодцев содержит указатель уровня топлива, а другой – фальшивый и не показывает ничего: сказывается слишком простая комплектация у этого экземпляра. Чуть правее расположились рычажки управления отопителем.



Самый примечательный прибор – аналоговый тахограф перед передним пассажиром: прибор, регистрирующий на специальных карточках скорость и пройденный путь относительно реального времени. Это наследие молодости Chevy Van, работавшего когда-то развозным автомобилем.

Как и всякий истинный «американец», Chevy Van снабжен «автоматом» с расположением селектора на рулевом колесе. На нем же находится и аналоговый индикатор выбранной передачи. В отличие от своих современных родственников, имеющих изогнутую «кочергу», здесь ручка КПП почти прямая и похожа на рычаг включения какого-нибудь старого станка.
Ручник, как на старых Волгах, находится под передней панелью. Салон американского автомобиля немыслим без подстаканников. У Chevy Van с этим – полный порядок. На выступе передней панели аккурат между водителем и пассажиром расположен настоящий столик для пикника, куда можно пристроить пару комплексных обедов из МакДональдса.
После сытного обеда самое время передохнуть. При высоте салона почти 1,8 метра проблем с доступом на галерку нет никаких. Сам задний диван в Chevy Van оставлен оригинальным, включая напоминающую матрас обивку. Сидеть на нем мягко и удобно – настоящий диван у бабушки в деревне.
Кстати, изначально их было два, но для увеличения комфорта пассажиров Михаил удалил среднюю лавку. С этой же целью был врезан люк в крышу: кондиционера в этой комплектации Chevy Van не предусмотрено.
Грузовые возможности «Швэна» – практически безграничные. За задним сиденьем достаточно места чтобы перевезти как минимум пару холодильников.
Самое главное – преодолеть немалую погрузочную высоту, и тогда грузовой отсек шириной без малого полтора метра полностью в вашем распоряжении.

В движении

Короткий капот Chevy, обеспечивающий лишь доступ к радиатору и бачку с омывающей жидкостью, явно намекает, что двигатель где-то в другом месте. Все верно – путь к сердцу вэна находится в салоне и скрывается под кожухом между передними сиденьями, прямо как в нашем УАЗике.

Поворот ключа зажигания, расположенного на передней панели под отопителем, оживляет «восьмерку» объемом 5,7 литра. Когда сидишь в салоне, то древний карбюраторный монстр тих и прилежен. Но стоит открыть окно… Такого грохота я не слышал еще никогда.
При опущенных окнах разговаривать совершенно невозможно. Всему виной поистине дьявольский тандем американского двигателя и выпускной системы от отечественного грузового ЗИЛа.
Subaru Impreza с прямотоком и тюнингованные «зубила» нервно курят в сторонке. Уровень шума если и не превышает допустимые нормы, то где-то очень близко к максимуму.


150707_Ford_Focus_ostanin-62.jpg

С обзорностью вперед, благодаря короткому капоту, проблем никаких. Назад – только по зеркалам. А вот в движении Sport Van все же больше вэн, чем спорт. Легковой управляемости с таким высоким центром тяжести ждать не приходится, Chevy ожидаемо валок в поворотах.

Но отточенной управляемости от него и не требуется. Главное, что ход у автобуса достаточно комфортен – почти две тонны стали позволяют не обращать внимания на большинство русских дорожных несуразностей. И чем больше загрузишь, тем мягче поедешь – это общее для любой коммерческой техники правило.
А вот чего никак не ожидаешь от утилитарного фургончика, так это настолько бодрого разгона. Присев на заднюю ось, «старичок» прямо-таки прыгает вперед. 175 л.с. и почти 400 Нм – это сила! И это только базовые показатели.
Наш Sport Van благодаря иным карбюратору и головкам блока цилиндров, установленным предыдущим хозяином, явно имеет более впечатляющие показатели – на стенде отдачу не замеряли, поэтому насколько «прокачан» V8, сказать сложно. Попрощался с хозяином я очень быстро и скомканно.
И не потому, что невежлив или разочаровался в Chevy. Просто у Sport Van совершенно невозможный, прямо-таки удушающе суицидальный выхлоп. И если общаться, стоя рядом, то можно угореть, как на пожаре. Евро-0, а то и меньше. А впрочем, что я хотел? Америка семидесятых, она такая.

История покупки

История покупки настоящего американского вэна началась в Финляндии. Эта северная страна, в отличие от остальной Европы, питает трепетную любовь к американским ретро-автомобилям. Встретить на улицах финских городов хвостатый шестиметровый дредноут 50-х годов проще простого.

Здесь их холят и лелеют, а владение ими, как и остальными ретрокарами, всячески поощряется на законодательном уровне. Например, страховка на такие машины меньше, чем на новые. Существует даже возможность вообще не платить налоги.
В этом случае автомобилю выдаются черные номерные знаки, и ежегодный пробег раритета должен составлять не более 1000 километров.


150707_Ford_Focus_ostanin-33.jpg


Вот в таком автомобильном раю Михаил и повстречал свой Chevrolet. А дело было так. В далеком 1997 году Михаил работал по контракту в Финляндии. Как-то на одном из корпоративов он обмолвился директору фирмы, в которой работал, что давно мечтает о настоящем американском автомобиле с двигателем V8.

Финн оживился и пригласил Михаила в гараж, где жестом фокусника указал на темно-синий автобус с серебристыми полосами на бортах – «Вот твоя машина!». Chevrolet Sport Van G30 1979 года выпуска обошелся новому хозяину в 700 долларов по тогдашнему курсу.
В молодости вэн был красного цвета и работал развозным автомобилем на фабрике Coca-Cola, посему пробег в полмиллиона километров по одометру не казался удивительным.
Зато впечатляла оригинальность подвески и двигателя. Правда, забрать автомобиль Михаил смог только через пару дней – Chevу потребовал нескольких «танцев с бубном» для его оживления, поскольку стоял без движения уже пару лет.

Ремонт

Несмотря на очень достойное для автомобиля 79 года выпуска состояние, и у Михаила Sport Van почти год стоял без движения. Требовались средства на растаможку автомобиля. Зато потом, вплоть до 2005-го, Chevy активно использовался и по работе, и как семейный авто. За это время с автомобилем было произведено не так уж и много преобразований.

Для начала был произведен антитюнинг и удален весь внешний хром, коего на Chevy было немало. Решетка радиатора, эмблемы, молдинги, зеркала, колпаки на колеса… Все было демонтировано и отправлено домой на ответственное хранение, дабы уберечь от сурового питерского климата и любителей блестящих сувениров. Несколько позже, в связи с ужесточившимися нормами безопасности, был снят и кенгурятник с дополнительными фарами.
Стал историей и родной руль, потрескавшийся от старости. Его место заняла «баранка» фирмы Grant. Продолжили преобразования в интерьере замена прогнившего потолка, уже упомянутая ликвидация одного ряда сидений и установка люка.
Спустя пару лет стали гнить пороги. Заварив их и приступив к окраске, Михаил решил не мучиться с выведением цвета и покрасил антигравийкой весь кузов целиком.
А чтобы не было так мрачно, с помощью баллончика изобразил на бортах рисунок в американской стилистике. Кто-то осудит его за такой подход, но авто требовалось каждый день, и средств на скрупулезную реставрацию не было.
А придираться к подобным методам тюнинга на утилитарной модели – все равно что критиковать владельца УАЗа, ленящегося перекрашивать кузов, поврежденный во время трофи-рейдового заезда по лесам и болотам.
Когда пришло время менять передние колесные диски, то Михаил столкнулся с трудностью покупки колес размером 16,5 дюймов. Выход был найден просто. На родные посадочные места отлично встали диски от Suburban. Резину же взяли от ЗИЛа-«Бычка».
Больше с автомобилем ничего делать не потребовалось. Подвеска до сих пор родная, как и двигатель. Покупка разбитого Chevy Van в другой модификации, который Михаил планировал использовать в качестве донора, себя не оправдала.
С него были взяты только более комфортные передние сиденья. Сейчас авто больше стоит, чем ездит, но расставаться со своим первым американским автомобилем в ближайшее время Михаил не намерен.
Когда-то в начале нулевых ему неоднократно поступали предложения о продаже. Харизматичным вэном интересовались джинсовый магазин и ночной клуб. Тогда Михаил отказался. Около года назад он уже сам решил выставить Chevy на продажу, но отклика не получил и передумал.

Ежедневная эксплуатация

Налог за обладание американским автобусом с V8 составляет почти 9 тысяч рублей. ОСАГО, с учетом возраста и стажа Михаила – 6 тысяч рублей. Расход бензина в смешанном цикле составляет почти 30 литров на сотню. При движении по трассе ниже 16 литров этот показатель в любом случае не опускается. Бензин, естественно, 92-й. Изначально рекомендован 76-й, но где ж его теперь возьмешь?


150707_Ford_Focus_ostanin-17.jpg

Кстати, с бензином связана интересная история из прошлой жизни вэна. Дело в том, что в Финляндии в середине девяностых был введен запрет на этилированный бензин, которым привык питаться Sport Van. Переход на новую диету пагубно отразился на здоровье Chevy – у мотора прогорели клапана. Именно поэтому предыдущий владелец был вынужден поставить новую головку блока цилиндров и карбюратор.

История модели

Предшественником Chevy Van и одновременно первым грузопассажирским вэном от Chevrolet была модель Greenbrier Sportswagon или CorVan, появившаяся в 1961 году. Это был, в первую очередь, ответ на популярный Volkswagen T1.

В отличие от одногодка Ford Econoline, основанного на агрегатах пикапов F-серии, новичок базировался на платформе Corvair, задумывавшегося как конкурент Beetle. От собрата по концерну Greenbrier Sportswagon унаследовал рядную «шестерку» с воздушным охлаждением объемом 2,4 литра и мощностью 80 л.с. За год до снятия с производства, в 1964 году, появилась версия с двигателем объемом 2,7 литра, развивавшим 95 л.с.
В качестве коробок передач предлагались трехступенчатая механика и опциональный автомат Powerglide с двумя скоростями. В 1964 году вышло первое поколение Сhevrolet Van, также получившее путем бэдж-инжиниринга родственника в лице GMC Handi-Van. За основу вновь была взята платформа от легкового автомобиля, на этот раз от менее экзотичной Chevy II.
Благодаря переднему расположению силового агрегата модель могла похвастаться ровным полом в грузовой части кузова. Для Van предлагалось два варианта рядных моторов («четверка» объемом 2,5 л, мощностью 90 л.с. и «шестерка», объемом 3,18 л и мощностью 120 л.с.), две коробки передач (3-ступенчатая механика в стандарте и 2-диапазонный автомат в качестве опции) и один вариант колесной базы в 90 дюймов.
Модель больше была ориентирована на малый и средний бизнес, в базовой комплектации отсутствовали отопитель и правое переднее пассажирское кресло. Первое поколение полноценного соперника Ford Econoline и Dodge A100 производилось лишь до 1966 года, но успело пережить несколько обновлений.
Часть изменений носила чисто декоративный характер, но были и серьезные новшества. С появлением более мощной 140-сильной шестерки объемом 3,8 литра базовым двигателем был назначен 120-сильный вариант. Наконец, появились полноценные пассажирские версии с боковыми окнами и распашными дверями, названные Chevy SportVan и GMC Handi-Bus.
Второе поколение, выпускавшееся с 1967 по 1970 год, наконец-то получило то, что у Dodge A100 уже было в 1965 году – настоящий американский двигатель V8. Chevrolet small block вначале поставлялся в 175-сильной версии объемом 4,6 литра, но уже в следующем году появилась возможность заказать 200-сильный мотор объемом 5 л.
В последний же год производства стал доступен наиболее производительный 5,7-литровый двигатель, выдававший 255 л.с. Базовыми были «шестерки» 3,8 л. мощностью 140 л.с. и 4,1 литра, мощностью 155 л.с. (с 1970 года). Второе поколение модели в дополнение к стандартному варианту (90 дюймов, 2286 мм) получило исполнение с удлиненной до 108 дюймов (2743 мм) колесной базой. Также появилась возможность заказать SportVan или Handi-Bus с грузоподъемностью 3/4 тонны.

За год до снятия с производства, в 1969 году, произошел своеобразный ребрендинг. Теперь крест Chevrolet на решетке радиатора окрашивался не в красный, а в синий цвет.

Третье поколение, помимо измененной внешности, получило массу технических новшеств. Компоновкой с передним расположением двигателя Chevy стал напоминать конкурента от Ford. Модель также получила переднюю независимую подвеску и усиленный задний мост с рессорами.
Благодаря общей удачности конструкции, а также регулярным обновлениям, третье поколение стало настоящим долгожителем и производилось до 1995 года.
Под занавес производства модель могла похвастаться очень широким спектром предлагаемых двигателей, от 4,3-литрового V6 мощностью 165 л.с. до 7,4-литрового V8 с отдачей в 230 л.с. Был доступен и дизельный 6,5-литровый мотор.
Коробки передач были преимущественно автоматическими с четырьми ступенями, но была доступна и пятискоростная механика. В 1995 году Chevy Van оставил свой пост. В следующем году ему на смену пришла новая модель аналогичного назначения, Chevrolet Express, имевшая близкого родственника в лице GMC Savana.
Первое поколение Express / Savana выпускалось до 2002 года. Коробка передач – только 4АКПП. Вариантов колесной базы было три (3 249 мм, 3 429 мм и 3 937 мм). По традиции вэн мог похвастаться очень широким спектром моторов: базовым был V6 4,3 (149 л.с.), далее шла целая армия V8 5,0 (164 л.с.), 5,7 (190 л.с.), и 7,4 (216 л.с.).
В период с 2001 по 2002 год на модель устанавливали даже 8,1-литровый агрегат, развивавший скромные 250 л.с. и впечатляющие 617 Нм. Турбодизель был один – 6,5 литровый, с отдачей в 145 л.с. и 522 Нм. В 2003 году модель пережила рестайлинг и продолжает производиться и по сей день, оставаясь одним из самых продаваемых автомобилей в своем классе.
Конкурентным преимуществом модели, обеспечившим ей популярность, является ее универсальность. Благодаря огромному выбору моторов и длинному списку опций вы можете сконфигурировать именно тот авто, который вам нужен, и перевозить на нем стройматериалы, вести слежку, встречать топ-менеджмент или продавать из него хот-доги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.