Интерьер

Брутализм и Необрутализм

Брутализм — это направление в архитектуре с максимально говорящим названием, которое как нельзя лучше подходит к образу отвратительного мужика. Грубый, тяжелый, прямолинейный и причудливый одновременно — воплощение бетонных джунглей и почти сексуальной любви к урбанизму.

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

Само слово «брутализм» отсылает к необработанному грубому бетону. Этот стиль стал, пожалуй, самым узнаваемым и интересным в послевоенном модерне.

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

Его расцвет пришелся на 50-70. Сначала он вызвал недоумение. Затем восхищение. В конце концов — неприязнь, раздражение и почти ненависть.

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

Брутализм родился из сплава культурного протеста и суровой урбанистичной необходимости.
брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

Послевоенная Европа остро нуждалась в восстановлении и переделке своих городов. Железобетон подходил для этих целей идеально.

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

Другая сторона брутализма — его антибуржуазный протест. Стиль кричал о том, что новые архитекторы не хотят мещанства и пасторальной красоты. Они жаждут грубых, тяжелых, жестких и новых форм. Форм, от которых захватит дух.

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

Местами выглядит невероятно стильно и киберпанково. Точнее, наоборот: это эстетика киберпанка испытала мощное влияние брутализма.брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

Люди, которым брутализм обязан своим появлением — француз Ле Корбюзье и братья Смитсоны из Великобритании.

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

Особый шик стиля — это своего рода зиккураты наоборот. Словно гигантская титаническая мощь взяла мавзолеи или древние пирамиды, перевернула их и поставила на пилоны. Причем, так, чтобы все сооружение как бы висело в воздухе.

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

Сейчас брутализм отталкивает многих. За XX век люди до отвала получили железобетона, угнетающе серых жилых коробок и грубых форм. Но безликая высотка из спального района — это еще не искусство.

брутализм мужская архитектура ле корбюзье отвратительные мужики бетон disgusting men concrete

Характерные черты стиля:

  • грубая натуральность
  • основательность и простор
  • прямоугольные формы
  • функциональность

Словно в противовес буржуазии брутализм не прячет, а специально выставляет напоказ фактуру материалов. Мужественный стиль отсылает к доисторическим временам, вызывает некоторые ассоциации с пещерами и скалами. Сегодня “пещера” стала просторной, удобной и стильной.

Брутализм больше подходит для больших помещений. Его цвета и характерные черты в маленьком пространстве могут выглядеть угрюмыми, а вот в просторных залах фундаментальность и лаконичность становятся оправданными.

Все мы живем в бетонных коробках, и только брутализм воспринял это буквально и сделал своим достоинством. Простота форм здесь выглядит очень современно.

Функциональность  стиля видна невооруженным глазом – минимум деталей, никаких сантиментов. Всё в деле. Подходит рационалистам, удобен для холостяков.

Материалы и отделка

Необработанный бетон, дерево, стекло и металл. Штукатурка и дерево естественного цвета, можно покрыть разве что бесцветным лаком – естественность в приоритете. Пол наливной, покрыт плиткой или массивом дерева. В отделке стен “номер один” – неотесанный бетон.

Вертикальные поверхности также можно оформить бетонными панелями, камнем. 

Чтобы подчеркнуть простор и эстетику стиля, используют стеклянные перегородки.

Металлические конструкции можно и даже нужно оставить на виду. Металл покрасить в черный цвет или оставить как есть. Кстати, если хочется придать “теплоты” и человечности интерьеру, брутализм допускает использования меди – медные перила, трубы или, например, столешница.

Мебель в брутальном стиле

Здесь всё без сюрпризов – сурово и функционально. Мебель простая, удобная, без излишеств. Формы прямоугольные, материалы натуральные – кожа, мешковина, металл. Часто фурнитура не прячется, а выступает декором. Диван, ванная, раковина, полки — всё стоит на ножках. Так под мебелью будет пространство, она будет не такой громоздкой.

Мебель подбирается под общую концепцию — геометричность, лаконичность форм. Она может почти сливаться со стенами, создавая единый естественный “ландшафт”. Хорошим решением для хранения вещей станут стеллажи и встроенные гардеробные, незаметные с первого взгляда.

Цветовое решение

Вы знали, насколько глубоким и богатым может быть этот цвет?  Угольный, циркон, французский серый. Респектабельный, спокойный, фундаментальный. Нейтральная палитра преобладает на всей территории, яркие пятна практически отсутствуют. Приглушенные тона, будто подернутые дымкой. Естественный цвет дерева, освежающий белый, стильный черный, благородный медный.

Своеобразный декор

Брутализм не терпит украшательств. Текстиль сведен к минимуму — безворсовый ковёр, отсутствие штор на окнах. Возможны жалюзи.

Характерный аксессуар направления — напольный торшер, свисающий дугой над диваном или столом. Такие детали подчеркивают большие пространства. Цвета — металлический, черный, белый.

Стены разбавляют концептуальной живописью — экспрессионизм, фовизм, абстракция. Уместны деревянные или металлические панно.

Лестницы в брутализме — как отдельный вид искусства. Бетонные или деревянные, бескаркасные или монолитные. Перекликающиеся с индустриальным или хай-тек направлениями.

Особенности освещения

Большим пространствам, оформленным в суровом стиле брутализм просто необходимо как можно больше естественного света. Хорошо, если окон несколько, идеально — если они панорамные.  

Для дополнительного освещения всегда есть — торшеры, лампы на рейлингах, встроенные панели.

Утилитарность брутализма в полной мере отвечает культурным тенденциям ХХI века. Кажется, будто он сошел со страниц мужского журнала — грубый, стильный, современный. Если не боитесь экспериментов, цените удобство и простор — подойдет направление, название которого говорит само за себя.

НЕОБРУТАЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ.

Среди различных направлений, развивавшихся в архитектуре капитализма, видное место начал занимать необрутализм. Сторонники этого направления считали основой композиции функциональную и конструктивную концепции. Однако они пытаются противопоставить изощренности архитектуры современности с ее сложными техническими решениями и огромным выбором искусственных отделочных материалов простейшие подходы конструирования, грубую выразительность фактуры камня, неоштукатуренного кирпича, дерева.

Необруталисты стремятся возродить характерное для функционализма двадцатых годов отношение к архитектурной форме, определяемой ее назначением. Противопоставляя себя функционалистам, которые последовательно отказывались от природных материалов, необруталисты пропагандируют повсеместное применение всей выразительности их цвета и фактуры. В этом — основное и принципиальное отличие этих двух направлений.


На творчество архитекторов-необруталистов повлияли столь разные по своим устремлениям мастера, такие как Мис ван дер Роэ и Корбюзье.

Работы Мис ван дер Роэ воздействовали на необруталистов явностью конструктивной логики, открытым использованием металлических конструкций. Творчество Корбюзье привлекало их к себе неустанными поисками новых архитектурных построений. Особенно большое влияние на развитие необрутализма оказали раскрытые Корбюзье новые эстетические качества «грубого бетона», оставленного без оштукатурки, с оттисками на его поверхности досок опалубки и швов между ними.

simpsoni

Элисон и Питер Смитсоны

Основателями необрутализма считают англичан — супругов Смитсонов (Элисон и Питера). В 1954 году по их проекту было построено здание средней школы в Ханстентоне (Норфолк).

shool

Здание средней школы в Ханстентоне (Норфолк)

Необруталлистские сооружения со второй половины 50-х годов в архитектуре Англии начинают занимать весьма заметное место. В жилищном строительстве к числу первых, ярких примеров необрутализма относятся дома в Хэм Коммон, около Лондона, построенные в 1958 году по проекту Джеймса С. Ширлинга и Джеймса Гоуана. Во внешнем облике этого комплекса господствуют не оштукатуренные кирпичные стены, перерезанные поясами железобетонных междуэтажных перекрытий. Необруталистские тенденции ярко выражались и в проектировании комплексов университетов, начавшемся в Англии на заре шестидесятых.

ham-common-01

Дома в Хэм Коммон

ham-common-05

Дома в Хэм Коммон

Так, к примеру, в Сассекском университете в Брайтоне, возведенном в середине шестидесятых по проекту Бэзила Спенса, простоте архитектурных форм соответствует простота строительных материалов — бетона и кирпича без штукатурки. Чередование междуэтажных поясов, выполненных из железобетона с арочными проемами окон и глухих участков кирпичных стен — ведущий мотив в композиции фасадов. Архитектор подчеркивает массивность здания, противопоставляя ее «невесомости» стеклянных стен — футляров, столь популярных предыдущее десятилетие.


University_of_Sussex

Сассекский университет в Брайтоне

Еще сильнее массивность и весомость здания выявлены в библиотеке оксфордского университета (проект Л. Мартина и С. Уилсона, 1967 г.). Тяжелые, горизонтальные членения, глухие плоскости грубого бетона создают здесь ощущение почти крепостной мощи, несколько неожиданной для здания библиотеки.

Брутализм широко распространился в Скандинавии. Примером этого может служить библиотека в Хельсинборге (архитекторы Э. и Г. Андерсон, 1968 г.)

bible_in_helsing

Здание библиотеки в Хельсинборге

Необруталисты стремятся к пересмотру сложившихся приемов и в строительстве городов. В частности, они не поддерживают абстрактности и схематизма наряду с «диаграмматическим» мышлением в градостроительстве, развившегося со времен «Лучезарного города» Корбюзье. Они ратуют за всесторонний учет особенностей постоянного обновления городской структуры.

Рационалистическое учение Мис ван дер Роэ, «органичная» архитектура, неоэкспрессионизм, структурализм во всех его разновидностях и необрутализм являются лишь наиболее значительными и влиятельными творческими направлениями в современной капиталистической архитектуре. Пестрота ее общей картины увеличивается такими явлениями, как попытки создания «неоклассицизма», «необарокко» и так далее.

Эта пестрота усиливается и творчеством отдельных крупных архитекторов, стремящихся создать свой собственный архитектурный «почерк» и не принадлежащих к какой-либо определенной школе (Эдуард Стоун, Минору Ямасаки и другие). Законы капиталистической конкуренции неумолимо воздействуют и на развитие архитектуры. Прогнозы об утверждении в зодчестве капиталистических стран единого «международного» стиля, бывшие в моде первое послевоенное десятилетие решительно не оправдались.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.