Post Views: 62

Этот день назван по имени святой Агаты. Легенда гласит, что Агата, жившая в 3 веке, принадлежала к сицилийской знатной семье, но, когда молодая девушка отказала в любви перфекту города, он, используя законы против христиан, начал преследовать ее.

Но ни это, ни пытки не вынудили Агату отречься от своей морали и вероисповедания, и сегодня Агата почитается как мученица.

Народ же верил, что она покровительствует скотине, за что и назвали день – Агафья Коровница. Боясь «коровьей смерти», крестьяне пропитывали дегтем старые лапти и ими убирали хлев, чтобы отвести падеж и заставить бежать «коровью смерть». Можно было также защитить буренок, опахав деревню сохой с впряженной вдовой, и тогда эту борозду уже не могла бы перейти нечистая сила. Самим коровам — также как оберег — на рога вешали куски хлеба.

Агафья

Народный праздник «Агафья Коровница» отмечается 18 февраля (по старому стилю – 5 февраля). В православном церковном календаре это день почтения памяти мученицы Агафии Панормской (Палермской). Также в этот день на Руси поминали «отошедших в иной мир отцов-дедов». Другие названия праздника: «Агафья», «Агафья Скотница», «Голодуха», «Коровья смерть», «Заступница».

Агафия родилась в христианской семье в городе Панорм (Палермо). Когда при императоре Декии начались преследования христиан, девушка решила принять мученический венец. Ее красота очаровала местного правителя Квинтиана. Он пытался переубедить девушку в вере, соблазнить роскошью и ласками. Его попытки не увенчались успехом. Тогда Квинтиан рассвирепел и подверг Агафию жестоким пыткам. Но она не упала духом и терпеливо перенесла все страдания. Умерла Агафия в темнице. На месте ее упокоения христиане позже построили церковь.

Святая мученица Агафья считалась в народе покровительницей домашнего скота, помогая хозяйкам беречь и холить главных кормилиц деревенской семьи — коров. Ведь летом и осенью в тепле да при обильных кормах российские буренки в особенной защите не нуждались. Но в конце зимы, когда не только сено, а даже солому приходилось экономить, вопрос о помощи изрядно исхудавшим и обессилевшим коровам вставал достаточно остро. Нередко в это время от истощения и заразных болезней вымирали целые крестьянские стада, а суеверные предки наши связывали такой катастрофический падеж с появлением в деревнях «Коровьей смерти».

Говорят, это злобное существо появлялось на земле в облике мерзкой старухи аккурат на Агафью Коровницу. И чтобы отогнать от скота «Коровью смерть», хозяйки в этот день, помолясь святой мученице, убирали хлев с помощью лаптей, измазанных дегтем, окуривали его чертополохом, выставляя в дверях осиновые деревца, вырванные с корнем.

Частенько в ночь на Агафью особенно усердные бабы совершали обряд опахивания деревни. Для чего впрягали в соху с хомутом, но без шлеи одну из местных вдов, идя рядом босиком, в одних рубахах, выкрикивая заклинания и что есть силы колотя в сковороды и печные заслонки.

Мужикам в это время строго-настрого запрещалось покидать дома, собак, даже самых послушных, на привязи держали, а скотину надежно запирали в хлеву. Ведь попадись навстречу шумному бабьему шествию животное или человек — забивали участницы обряда бедолагу до смерти, полагая, что это сама Коровья смерть, сменив обличье, им под руки попалась. Что и говорить — жестокий обычай, но ведь и ставка высока: «Русский крестьянин скотиной жив, а коль корова во дворе, то и харч на столе».